Согласования между образовательной моделью в Лицее и структурой ее управления – условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления Лицеем положены Закон РФ « Об образовании», Устав Лицея, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, Педагогического совета и органов общественного самоуправления Лицея. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой – модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя, но и сами обучающиеся, родители.
Децентрализация системы управления Лицеем способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления Лицеем функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
- полный охват направлений работы;
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
- использованием в управлении Лицеем современных информационных технологий;
- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень – директор – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет Лицея, Педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.
Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.
Его главная функция - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень – предметные кафедры. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень – учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В Лицее разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.
Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника Лицея во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.
Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:
1. динамики квалификационного уровня педагогов;
2. эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в
педагогический процесс, его гуманизация и гуманитаризация;
3. информационного обеспечения, компьютеризации образовательного учреждения;
4. уровня развития органов соуправления и самоуправления;
5. уровня согласованности действий между структурными подразделениями Лицея для достижения конечной цели – подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни нашего общества.
Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результатах промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым учащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т. п.
Развитие системы управления Лицеем на планируемый этап предполагает переход к системной модели управления образовательным учреждением, разработка которой и будет составлять один из блоков работы администрации Лицея.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления:
Учебно-воспитательный процесс:
- контроль за выполнением программы всеобуча;
- контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;
- контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
- контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;
- контроль за внеклассной работой по предметам;
- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.
Педагогические кадры:
- контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
- контроль за работой предметных кафедр
- контроль за выполнением решений предметных кафедр;
- контроль за самообразованием учителей;
- контроль за состоянием методической работы;
- контроль за повышением квалификации учителей.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой, есть прежде всего процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.
Лицей уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления Лицеем строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуется одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления Лицеем, можно выделить три уровня внутрилицейского управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.
Уровень администрации – уровень директора и его заместителей.
Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в Лицее. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, Совет Лицея, Педагогический совет, Родительский комитет, Совет старшеклассников, в структуре администрации Лицея появляется фигура психолога с непривычными для прежней школы функциями (диагностика обученности, обучаемости, учебных возможностей школьников и обучающих возможностей учителей, выбор оптимальной для конкретного ученика программы и технологии обучения учителя, той или иной системы организации учебно-воспитательного процесса, условий обучения и многое другое).
Уровень учителей – уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров, школы учителя-экспериментатора и др.
Уровень учащихся. Учащиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения. Могут создаваться структуры, куда входят педагоги и учащиеся, например волонтерский отряд. Усложнение функций современной образовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни лицейского коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора Лицея направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе « администрация – учитель-учащийся-родитель». Все это поднимает функционирование Лицея на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в Лицее, ее руководителям и их организационно-педагогической деятельности.
Теоретическое
и аналитико-коррекционное обеспечение развитие Лицея составляет функцию
Педагогического совета, Лицея, методическое и информационное обеспечение
осуществляет Методический совет Лицея, предметные кафедры. Функция
организационного материального обеспечения возлагается на Совет Лицея, в
обязанности которого входит мобилизация всех участников педагогического
процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной
программы и развитие Лицея.
продолжение