«Истинная сущность воспитательной работы…
заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком,
не в прямом воздействии на ребенка,
а в организации вашей личной и
общественной жизни
и в организации жизни ребенка».
А.С.Макаренко
1 сентября. Торжественная линейка. В глазах первоклассников – радость и растерянность, удивление и восторг, слёзы и озорные огоньки. Их родители с тревогой и надеждой смотрят на своих ребятишек. И нам, педагогам, понятно их настроение и переживания. Кем станут, а главное, какими будут наши дети – этот вопрос волнует всех.
В этом учебном году наш лицей переходит на обучение по новым федеральным государственным стандартам, которые определяют новое содержание обучения, подходы, обновлённые программы и методики. Одним из основных изменений в воспитательном и образовательном процессе является организация внеурочной деятельности первоклассников.
Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности лицеистов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана, организована в лицее с учетом:
- запросов
родителей как основных заказчиков образовательных услуг;
- специфики образовательной деятельности лицея;
- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной
деятельности.
Структура учебного плана содержит 10 часов внеурочной деятельности в первом классе и представлена следующими направлениями и разделами:
Ø Спортивно-оздоровительное: секция «Основы общефизической подготовки с элементами подвижных игр» (педагог Новикова О.В.).
Ø Художественно-эстетическое: кружки «Мир оригами» (педагог Немировская Н.С.) и «От ритмики к танцу» (педагог Братцева А.С.)
Ø Научно-познавательное: клуб «Умники и умницы» (педагог Галкина Н.В.)
Ø Социализация: кружок «Мастерская успеха» (педагог-психолог Бузмакова А.А.).
Представляя подходы к разработке содержания рабочих
программ по внеурочной деятельности, отметим, что при их составлении мы
исходили, прежде всего, из специфики работы лицея как учреждения повышенного
уровня образования.
Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего лицея является организация исследовательской деятельности, которую мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, позволяющей повысить не только конкурентоспособность учащихся, но и выйти на новый уровень достижений, значимых как для личности, так и для муниципальной образовательной системы.
Поэтому в рамках внеурочной деятельности первоклассников особое место занимает реализация программы «Мастерская успеха». Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.
Цель курса «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей
учащихся на основе системы развивающих
занятий. Основными задачами курса является
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности, развитие психических познавательных процессов, развитие языковой
культуры и формирование речевых умений, формирование навыков творческого
мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение учащихся к занятиям спортом. Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено курсом «Основы общефизической подготовки с элементами подвижных игр». Спортивные игры, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Это программы «Мир оригами» и «От ритмики к танцу». Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности, развитие у детей музыкальных и танцевальных способностей.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
Надеемся, что родители наших первоклассников будут удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, исчезнет.
Драпезо С.В.
Заместитель директора по УВР школы 1 ступени
МБОУ-Лицей № 88