зам директора по УР Гильметдинова М.А.,
педагог-психолог Бузмакова А.А.
педагоги кафедры русского языка и литературы:
Пинягина О.А., Друзина И.В., Толмачева
М.И.
педагоги кафедры иностранных языков:
Заусова И.Ю., Лучинина Е.В., Зуева Е.А.
«ЕГЭ сегодня. Результаты, поиск,
перспективы»
Единый государственный экзамен — это
новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально
отличается от привычной формы экзамена. Тестирование как любой другой
педагогический метод, имеет как сильные стороны, так и недостатки. Реальность
такова, что ЕГЭ уже переведен в штатный режим, поэтому важно не только
оценивать его целесообразность и пути совершенствования, но и искать
действенные способы поддержки выпускников в тех условиях, в которых экзамен сейчас
проводится. Это не только создание комфортных психолого-педагогических условий
при проведении процедуры тестирования, но и реализация системы сопровождения, формирование
деятельностно-коммуникативного и ценностно-ориентированного подхода к знаниям у
обучающихся. Тогда знания могут быть качественными и выпускник сможет ими
оперировать.
Результаты итоговой аттестации в лицее
традиционно высокие. Но необходимо иметь ввиду, что цифровой и процентный показатели
напрямую зависят от того
-
в каком классе сдается тот или иной предмет (профильность классов);
-
сколько в количественном составе человек сдает данный предмет;
-
сколько обучающихся с низким уровнем мотивации и обучаемости сдают предмет.
У одного и того же педагога может быть
совершенно разный результат, и наоборот разные учителя представят разные
результаты в зависимости от уровня обучаемости класса, способностей учеников,
мотивированности их на получение качественного образования. Высокий результат
качества образования по ряду предметов обеспечен целенаправленным, осознанным их
выбором для дальнейшего получения
образования и совместной серьезной подготовкой как к экзаменам со стороны
педагогов, школьной психологической службы, обучающихся и родителей.
Задача выпускника, сдающего ЕГЭ (ГИА,
новая форма) — набрать как можно больше баллов. При этом ученик сам может
решить, какие задания ему решать, а какие — нет. Свобода выбора, объективность оценки, большие
возможности для проявления самостоятельности и активности, даже наличие пробелов
в знаниях уже меньше влияют на конечный результат. Но есть и другие
характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ:
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания,
произвольности;
- четкость и структурированность мышления,
комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий;
- психологическая
устойчивость.
А данными качествами обладают не все
обучающиеся, да и уровень здоровья выпускников постоянно снижается, соответственно
вероятность получения высоких баллов не высока. Проверка знаний учащихся только
в форме тестирования приводит к общему снижению их интеллектуального уровня, не
отражает реальный объём и глубину знаний выпускника, особенно по гуманитарным
дисциплинам, нет учета развития речевой культуры ученика.
Мы считаем, что в современном
состоянии итоговая аттестация в полной мере не дает оценку уровня образованности
выпускника, не отражает качество работы учителя, не исключает субъективный
фактор в оценивании знаний выпускников, не способствует сохранению физического
и психологического здоровья участников образовательного процесса
Поэтому
мы считаем возможным:
1.
Прописать процедуру государственной (итоговой) аттестации за курс основной
общей школы и полной общей школы, рассмотрев роль и место ЕГЭ и альтернативные
формы государственной (итоговой) аттестации.
2.
Согласно ст. 97 законопроекта «Об образовании» «Единый государственный экзамен
представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися ...»
Педагоги лицея не согласны тем, что ЕГЭ представляет объективную оценку знаний,
по крайней мере, на сегодняшний момент. Даже при четко прописанных критериях
оценки многое зависит от субъективных факторов.
3.
ст. 110 законопроекта «Об образовании» - В качестве результатов вступительных
испытаний считать не только результаты ЕГЭ, ГИА, но и результаты личных
достижений учащихся (собеседование, творческие, исследовательские проекты, портфолио
выпускника).
4.
ЕГЭ приемлем для проверки знаний по математике, физике, химии, биологии,
географии, информатике. Однако подобная форма экзамена не подходит для проверки
знаний по гуманитарным предметам, особенно по литературе и обществознанию.
Тестовая форма и специфические критерии оценивания так называемой части
"С" сводят к минимуму возможность проверки творческих способностей
экзаменуемого, которые, безусловно, являются основными во многих гуманитарных
дисциплинах.
5.
Разработать и реализовать в лицее комплексную программу
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к итоговой аттестации.
 6. Итоговая аттестация + Портфолио
Творчество Здоровье |