О.В.Абрамова,
учитель географии МБОУ Лицей № 88
Модульно рейтинговая система обучения –
её роль в мотивации учебной деятельности и повышения объективности оценки
обучающихся
В настоящее время много споров и
рассуждений в интернете и на страницах газет посвящено проблемам образования.
Говорится о необходимости
модернизировать систему контроля, позволяющую объективно оценивать
знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации. Считается
это одно из условий совершенствования процесса обучения. Не секрет, что при оценивании создается стрессовая
ситуация как для ученика, так и для учителя. Один из выходов из данной ситуации
– внедрение рейтинговой технологии, которая считается наиболее объективной и не
травмирует ученика.
Активное использование модульно -
рейтинговой системы началось в конце
90-х годов, когда школа не была оснащена,
как сегодня, современными средствами внедрения информационных технологий. Это
сейчас появилась возможность передавать
работу по оцениванию знаний, умений и навыков – компьютеру. Мною была
апробирована в рамках одной учебной
дисциплины, в старших класса: организовано обучение и контроль знаний
учащихся по модульно - рейтинговой
технологии. Почему только в старших
классах? Во-первых, чаще всего в старших классах возникают проблемы, такие как
объективность оценки, увеличение учебной нагрузки, большой объем
самостоятельной работы при одном часе преподавания географии в неделю. Этого времени катастрофически не хватает.
Уделяем время практическим работам – нет времени для изучения теории. Используешь
лекционную систему – не остается времени на практику. При использовании модульно - рейтинговой системы учащиеся в
старших классах при большой учебной нагрузке могут рационально распределять
свое время, учатся контролировать себя,
обеспечивается ритмичная, системная, мотивированная
работа как учеников, так и
преподавателя.
На практике эта технология мною
используется следующим способом. В
начале учебного года ученикам выдается специально составленный план работы на
год, своеобразная памятка, где указываются виды работ, возможные баллы за их
выполнение, минимальное и максимальное
количество баллов на ту или иную оценку, обговариваются «правила игры» - права
и обязанности учеников и учителя.
Например: план работы по
географии в 10 классе.
Ученик
имеет право выбрать любую форму работы, но срез знаний и зачет являются
обязательными для всех и оцениваются выше. Ученик, набравший максимальное количество
баллов до проведения зачета, освобождается от его сдачи и сам, по желанию,
участвует в приеме зачета у своих товарищей, подготовив предварительные
вопросы. При неудовлетворительном ответе двойка не ставится, а из рейтинга
ученика вычитается 2 балла. Сообщения представляются учеником в виде небольшого
(5-7 минут) доклада и оцениваются самими учащимися. Ученики ведут запись баллов
а «памятке» в тетради, подсчитывают свой рейтинг, сверяют его с записью в
журнале, которую ведет учитель. 10 лучших рейтингов каждого класса вывешиваются
на стенде в кабинете в конце полугодия и года. Ученики, набравшие больше баллов
за год, получают похвальную грамоту.
Анализ
практики модульно- рейтингового обучения позволяет выявить основные
отличия этой системы от традиционной. Модульное построение учебного процесса,
многобальность оценки знаний и умений учащихся, определение рейтинга участников
образовательного процесса, многообразие его организации внутри модуля и между
модулями позволяет предоставить свободу и повысить ответственность учащихся в
процессе обучения, индивидуализировать обучение, сделать его личностно - ориентированным.
Модульно
– рейтинговая система более адаптирована к произвольной и обязательным
программам, к многоуровневой системе обучения. Она сочетает модульную
организацию обучения с оперативным контролем, гласностью результатов,
увеличивает ответственность обучаемых и даёт возможность учиться и адекватно
оценивать себя, постоянно оказываясь в состоянии выбора.
Рейтинговая технология реализует принцип
единства обучения и воспитания. Создание оптимальных условий для устойчивой
регулярной работы ученика, снятие опеки и устранения стихийности,
неуправляемости учебного процесса, позволяет преодолевать недостатки
традиционной системы.
Исследование подтвердило рабочую
гипотезу: построенное с учетом четких дидактических целей обучение,
разнообразие методов учебной деятельности и форм контроля активизирует учебную
деятельность, самоконтроль положительно влияет на усвоение информации. При
такой организации работы качественно изменяются отношения между учеником и
учителем, который становится помощником и сотрудником. Новая технология
способствует проявлению творческой активности учащихся, повышает мотивацию
обучения, проявляет умение планировать свою работу и ставить цели.
Кроме видимых преимуществ в модульно –
рейтинговой технологии есть и недостатки. Например, по модульно – рейтинговой
технологии в лицее работает несколько преподавателей, причем у всех разные критерии
оценки, «свои правила игры». Необходимо выработать общие критерии или единую
рейтинговую систему оценивания. Так же общепринятую (5 - бальную) систему
оценивания никто не отменял, поэтому
проблемой для учителя является ведение журнала (перевод рейтинговой
оценки в 5 - бальную систему).
В целом негативных моментов в модульно
– рейтинговой системе меньше, чем позитивных, она действительно способствует
мотивации учебной деятельности учащихся и повышает объективность оценки.
|