Ю.А. Шорохова,
учитель начальных классов МБОУ Лицей № 88
Деятельностный
подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников
В современной школе вопрос о положительной
учебной мотивации может быть назван центральным, так как мотив является
источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация
оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и
определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно
приводит к снижению успеваемости.
Деятельностный
подход в обучении предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в
деятельности; за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда
стоит действие. Какие умения и навыки формируются у младших школьников?
·
Слушание
(восприятие речи).
·
Чтение через работу с книгой; постановку вопросов и
выдвижение идей; активное чтение (использование схем);
Вычленение
основных моментов учебного пункта различными способами: нахождение в тексте ответа
на поставленный вопрос, его чтения; нахождение в учебнике ответа и изложение
его своими словами; отбор материала по системе вопросов; беседа после
самостоятельного чтения материала; комментированное чтение.
Ученик при
чтении объясняет каждое действие (указывает применяемые приёмы устного счёта,
называет свойства действий, иногда показывает вычисления на доске). После
прочтения абзаца или всего текста проверяется степень его усвоения. Всегда
соблюдается правило: каково бы ни было содержание самостоятельной работы с
учебником, результаты её непременно должны быть проверены на уроке.
Оформление
работы и ведение записей. Правильное оформление работы – это показатель
качества усвоения изучаемого материала и результативности деятельности ученика.
Выполнение домашнего задания. Для обучения
учащихся продуктивным способам выполнения домашнего задания: - в
сентябре каждого учебного года ученики и их родители (на родительском собрании)
знакомятся с рекомендациями, необходимыми для эффективного выполнения домашнего
задания; перед каждым уроком ученики
сравнивают свою письменную домашнюю работу с образцами, обсуждают их
достоинства, лучшие способы решения задач.
Проверка
письменного домашнего задания организуется следующим образом. На уроке, задавая
домашнее задание, предлагаю одному ученику (по списку) выполнить домашнюю
работу для образца, т.е. ученик решает задания не в тетради, а на отдельном
листе и приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, в его присутствии
проверяется и оценивается выполненная работа. Если были допущены ошибки, то они
исправляются, и этот лист вывешивается на специальный стенд. Отметка за
«образец» выставляется в журнал по желанию ученика. Когда учащиеся приходят на
урок, то во время перемены им предлагается подойти к стенду и сверить свое решение
с контрольным образцом, исправить ошибки (если они есть), выяснить непонятные
моменты у учителя. Такой подход к проверке домашних работ повышает
ответственность школьников за выполнение работы; учит их выявлять и правильно
анализировать допущенные ошибки; приучает к самоконтролю; стимулирует
стремление повысить качество знаний по предмету.
Для
монологического ответа обучающегося на уроке соблюдаются следующие
условия: ученику дается время для
подготовки ответа у доски; ученик заранее знаком с планом ответа или слышал
образец ответа на данный вопрос; и доброжелательное отношение со стороны
учителя и класса;
ученик
знает критерии оценки ответа; ответ сразу же оценивается, и выставляется
отметка.
Для
стимулирования деятельности учащихся на уроке используются следующие приемы:
1. Четкая, конкретная формулировка цели урока и
постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски
активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята
знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.
2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.
3. Решение дидактической задачи организационного этапа
урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
4. Применение различных форм устной работы.
5. Постановка учебной проблемы. С учетом возрастных
особенностей обучающихся создаются ситуации, вызывающие затруднения.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и
формулировку заданий, форму подачи материала.
6. Организация дифференцированного и индивидуального
подхода.
7. Создание проблемной ситуации.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию,
позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового
материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие»
нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для
учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их
обсуждению и решению.
8. Создание
ситуации успеха. Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо
подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.
Таким образом, целенаправленное и систематическое
применение разнообразных форм и приемов развития учебной мотивации у младших
школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый
интерес к большинству изучаемых предметов. |