А.А.Бузмакова,
педагог-психолог МБОУ Лицей № 88
Психология как инструмент учителя
УЧИТЕЛЬ – одна из самых сложных и
ответственных профессий. Он создает социальную и воспитательную среду для
детей, в которой сам же и организатор, и управитель, и часть среды. Современный
учитель – это не транслятор знаний, а личность, путеводитель процесса освоения
новых знаний, формирования способностей и присвоения способов действия. Его
цель не «вбивать» знания, а развивать личность ученика, именно поэтому он
должен разбираться в детской психологии, четко понимать какие формы передачи
информации и способы общения подходят для ученика, уметь налаживать
взаимоотношения в системе «учитель-ученик-родитель», замечать изменения в
поведении и эмоциях, мотивах действий детей, контролировать аудиторию, в
соответствии с особенностями класса корректировать учебный процесс. Е.П.Ильин
утверждает: «…общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и
ученики, общаясь с учителем, хотя бы по инициативе последнего, влияют на
учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение,
действия и слова». Стиль общения в
классе создает атмосферу эмоционального благополучия или неблагополучия, именно
в нем и выражается личность участников образовательного процесса. При наличии
«школьной скуки», эмоционального дискомфорта на уроке нельзя получить высокую,
стабильную эффективность образовательной деятельности. Профессиональная
мобильность, психологическая и эмоциональная компетентность – главные
инструменты учителя на уроке.
Обучение в школе направлено на развитие
универсальных способностей ребенка – понимания, воображения, коммуникации,
мышления, рефлексии, действия. Оно призвано помочь подготовить к решению практических
задач в реальной жизни. Результат образования – владение школьником
компетенциями:
-
умение реализовать в повседневной жизни полученные знания;
-
владение навыками саморазвития и умение их использовать для повышения личной
конкурентоспособности;
-
умение планировать будущее.
Школьное обучение для ребенка – это в
основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Поэтому при
объяснении и закреплении учебного материала учителю необходимо использовать все
каналы восприятия (ВАКД), учитывать психофизиологические закономерности
восприятия визуальной и речевой информации, а также медико-биологические
данные. Способы организации усвоения учебной информации должны быть направлены
на формирование не только знаний, но и умений, навыков и отношения у ученика. Все способы представления педагогом информации должны
учитывать закономерности психологии восприятия. Оптимальная посадка школьников
в учебном кабинете, эффекты социальной фасилитации и расположение информации на
классной доске имеет свое весомое значение при обучении.
Учитель
«учит», организуя учебную деятельность, но насколько «научится» ребенок будет
зависеть еще от его психологических особенностей центральной нервной системы
(работоспособность), памяти, внимания, восприятия, типа мыслительной
деятельности, способностей, эмоциональной сферы и мотивов познавательной
деятельности. Именно здесь на помощь учителю может прийти школьный психолог и
психолого-педагогические карты, в которых зафиксированы некоторые доминанты
состояния ребенка на протяжении его обучения в школе. Именно их нужно учитывать
учителю в качестве «зоны ближайшего развития» ребенка. Карта заполняется на
основе систематического, целенаправленного и комплексного диагностирования
личности ребенка и динамики его познавательных способностей. Работа с картами
позволяет локализовать проблемы, корректировать эффективность учебного
процесса, взаимодействовать учителю, психологу, логопеду, медицинскому
работнику, ребенку и родителям.
В лицее подобная работа с педагогами
проводится систематически с 2003года в рамках комплексной программы «Школа
сопровождения». В результате происходит формирование образовательного
пространства, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения и
социально-психологического самоопределения ребенка на всех возрастных этапах.
Совместная деятельность ученика, учителя и родителей в ходе психолого-педагогического
сопровождения процесса обучения позволяет установить отношения подлинного
сотрудничества ребенка и взрослого, создать атмосферу гуманности, взаимного
доверия и уважения.
|