МБОУ Лицей № 88
Каталог статей
Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [11]
материалы [0]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2025, 21:43

    Главная » Статьи » Мои статьи

    статьи педагогические чтения 2011г.

                                 Е.Д. Егорова,

                                                         учитель начальных классов МБОУ Лицей № 88

    Анализ лирических произведений как средство развития

    коммуникативных навыков на уроках литературного чтения

              Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    В соответствии с ФГОС начального общего образования, вводимого в 1 классе в 2011 г., возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов политкультурного общества, свободе личностного выбора, самоактуализации.

    Коммуникативная компетентность  включает в себя: умения сотрудничать и работать в группе; быть толерантным к разнообразным мнениям; уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

    Для решения данных задач важное место в образовательном процессе отводится урокам литературы.

    Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьезной, вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения. При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти, коммуникативных навыков. Лирика может оказывать очень сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важны приобщение к поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.

    Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личной читательской интерпретации текстов.

    Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:

    ·                         формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

    ·                         организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;

    ·                         формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

    ·                         обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

    – Как решаются эти задачи? Способы работы над произведениями могут быть разными. Одним из способов работы над лирическим произведением является система вопросов. В системе вопросов есть анализ не только поверхностного слоя текста на уровне «тема-идея», не только словесной ткани произведения, но и звуковой. Для анализа лирического произведения используется медленное, так называемое филологическое, чтение с остановками на ключевых словах. При чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем произведение. Обсуждение идет обычно живо, с большим интересом, это настоящий творческий поиск. Например, при анализе текста С.А. Есенина «Черемуха» вопросы можно задавать почти к каждому слову, так как это произведение богато эмоционально-образной информацией.

    Последовательность анализа этого стихотворения может быть следующей:

    1. Первичное чтение с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину.

    Дается задание: «Нарисуйте то, что увидели» (при выполнении данного задания на первом этапе ученики не изображают детали).

    2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов. Вопросы для анализа:

      Почему у поэта роса цвета меда?

    – Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал «стекает», была бы другая картина?

    – Что означает слово пряная? Почему оно применимо к черемухе? (Запомним цвет этой картины - серебряный!)

    А ручей - такой же? Каким он стал? Почему? И др.

    3. Осмысление идеи произведения. В этом тексте две картины, разделенные временем. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Сначала ручей просто был рядом с ней, а потом – «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы снова всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

    Так мы выходим с учащимися на понятие времени в тексте, учимся видеть развитие лирического сюжета, пространственные и временные отношения в произведении.

    4. Выразительное чтение учащимися. Работа над образами позволяет правильно прочитать текст после его анализа, сделать верные акценты, выбрать нужную интонацию.

    Таким образом, целенаправленное и систематическое формирование базовых коммуникативных компетенций в ходе обучения способствует развитию навыков эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками; осознанию содержания своих действий и усвоению учебного содержания
    Категория: Мои статьи | Добавил: Лицей88 (25.09.2011)
    Просмотров: 1399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2025
    Используются технологии uCoz