Т.В. Рубцова,
учитель
музыки МБОУ Лицей № 88,
Почетный
работник общего образования
Урок
музыки как средство духовно – нравственного
воспитания и развития школьников
«Искусство – важнейшее средство приобщения
человека к общечеловеческим ценностям
через собственный внутренний опыт,
через личное эмоциональное переживание…»
Б.М. Неменский
Духовное
возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача учителя
музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть
высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь,
нравственность. В практике массового музыкального образования главным
становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту
поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит
активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт
подростков, а также опыт музыкально художественного творчества.
Музыка как
вид искусства занимает особое место, благодаря ее непосредственному
комплексному воздействию на человека. Специальные исследования и многовековой
опыт показывают, что музыка влияет на психическое состояние человека, на
физиологию. Она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать
положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому мы говорим о важности
музыкального воспитания всех детей о его значении для развития мышления,
воображения, внимания, памяти, воли. Для
воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно –
эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования развитой, гуманной
личности.
Приоритетным
направлением содержания программы "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,
является русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной традиции (в том числе и Русской православный церкви), современные
направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное
самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа,
понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Работая с
УМК "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для I–VII классов в обращении к
учащимся затрагиваются важные проблемы, связанные с постижением разных видов
искусства как способа общения, способа познания, единение прошлого, настоящего,
будущего: «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку
прикоснуться к чувствам, мыслям и переживание тех людей, которые жили много
веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также
представить, каким будет человек будущего, нового времени» Духовно –
нравственное развитие включает четыре раздела тем: "Россия – Родина моя”,
"День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”,
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Именно возвращение к родным истокам,
"погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую
почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.
Музыка
обладает великой силой! Это феномен, созданный человеком для выражения тех
эмоций, которые человек понимает, и которые позволяют ему выразить себя в
окружающем мире. Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал: «Человек должен родиться
дважды. Один раз естественно, а затем – духовно». Музыка выступает как диалог
культур и времен. Музыка заставляет нас плакать и смеяться, сопереживать и
эмоционально откликаться на все. Искусство преображает жизнь, делает ее лучше.
Образование нельзя дать, его можно только обрести.
Образование – это внутренняя работа души, это постоянная рефлексия, пересмотр
собственного опыта в свете великих идей человечества, современных открытий и
обретение в связи с этим уникальности – Собственного Имени. Музыка, обращение к
Творчеству помогает человеку обрести себя, свою индивидуальность, обеспечивает
реализацию главной цели работы учителя – воспитание души человека через
преобразующую силу искусства.
Развитие
музыкальной культуры заключается в формировании способности слышать окружающий
мир и человека во всей интонационной многообразности. Очень важно для
эмоционального и интеллектуального развития человека проникнуть к источникам
творчества. С 2007 года в лицее реализуется программа «Культура и я», в которой участвуют и ученики, и учителя, и
родители. Эстетическое сопереживание и
процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной
деятельности школьников. Накопление нравственно – эстетических впечатлений от
общения с искусством (уроки по картинам, творческие гостиные, именные выставки)
идет через осмысление нравственных понятий и категорий.
На уроках
музыки и творчества звучит музыка вокальная и инструментальная. Ее связь со словом
помогает осознать нравственную идею произведения. Учащиеся переживают разные
чувства. Инструментальная музыка связана с переживанием нравственного
содержания, которое заложено в названии произведения, истории создания,
созвучности идей настоящему времени. Чем более прочно музыка будет входить в
сознание школьников, тем больше различных жизненных связей будет обнаружено на
уроке. Принципы нравственного воспитания посредством музыкальных средств
призваны способствовать повышению эффективности воздействия музыки на
нравственное воспитание учащихся.
|