И.А.Пальчикова,
учитель информатики МБОУ Лицей № 88
Организация образовательного процесса по
информатике и ИКТ в
ОУ с использованием сетевых технологий
Преподавание курса информатика в нашей
школе начинается с 5 класса. В 5-7 классах мы преподаем по УМК Босовой Л.Л. (1
час в неделю), добавляем материал по НТМL, графику в Qbasic
(циклы и графику в динамике).
Далее работаем по УМК Угринович Н.Д., базовый
уровень (8, 10, 11кл. 1 час в неделю, 9кл. - 2часа). С 10 класса учащиеся
выбирают профили, в информационном классе преподавание идет на профильном
уровне (4 часа в неделю). Кроме этого у нас имеются элективные курсы по
графике, программированию, созданию
сайтов, по созданию проектов и т. п.
Такой курс дает детям информационную компетентность, умения, навыки, которые
прописаны в стандартах нового поколения. С ребятами мы работаем в разных
программных средах: Windows, Linux.
Важным моментом в преподавании информатики
считаю оснащение кабинета. Кабинет информатики должен быть оборудован локальной
сетью, интерактивной доской, проектором,
МФУ, документ - камерой, современными цифровыми камерами и фотоаппаратами,
колонками, наушниками, микрофонами, веб - камерами. Без данного оснащения
невозможно качественное преподавание предмета. Обязательно ко всем компьютерам
должен быть подключен Интернет и
предусмотрено учителем отключение
ученических компьютеров от сети.
Считаю, что созданные условия, позволяют подготовить детей к ГИА и
ЕГЭ, естественно в рамках профильного обучения, больше времени уделяется на подготовку
к ЕГЭ: разбираем разные варианты решения всех задач, включая задание С4. В рамках базового курса можно разобрать
способы решения заданий, не включая С4.
Для мотивации учащихся участвуем во всех
конкурсах, проводимых в городе по нашей дисциплине. Проводим на школьном уровне
неделю МиИ (математики и информатики), школьные этапы олимпиад по
программированию, информационным технологиям, по поиску информации в интернете,
конкурсы рисунков, презентаций, веб - сайтов, анимации; слет «Юного
информатика». В результате дети не только изучают материал, но и могут в
различных мероприятиях применять полученные знания.
Предмет информатики является
инновационным, учителю постоянно необходимо совершенствовать свои знания и
умения. Большое спасибо хочется сказать
кафедре информационных технологии
ИРО, за своевременное обучение учителей
информатики новым программам и
технологиям. Именно на курсах мне
пришла идея организовать работу с учащимися в сети.
В профильных классах организовали работу на основе сетевых технологий.
Работу осуществляем в Google. В первую
очередь создаем аккауты всем учащимся, то есть е-mail, заканчивающийся на …@gmail.com. Созданный
аккаунт, позволяет приступить к работе в сети. Ученики обмениваются адресами,
формируется группа, которая имеет общий доступ к сети. Далее распределяем роли:
автор, владелец, соавтор будущего документа. Все участники получают допуск к
документу, и … совместными усилиями документ готов. Документы создаем в общих
таблицах, сетевых анкетах, презентациях, веб-страничках и т.д. Где размещаем
рекомендации по выполнению домашнего задания и выкладываем решения учеников.
Такая организация работы позволяет проводить быструю коррекцию результата
учителем. Работу дома можно проводить в различных программах, а в сетевые
документы опубликовывать ссылки (гиперссылки) на результат. Очень удобна работа в сети и для ребят,
которые по болезни отсутствовали на уроке. Учитель выкладывает, материалы и
рекомендации в сеть. Можно задавать вопросы, как учителю, так и одноклассникам.
Консультирование осуществляется в режиме онлайн. Работа в вики - среде
позволяет ученикам поучаствовать в создании информационного пространства
википедии. Кстати, по статистике, в википедии процент ошибки не выше, чем в
любой другой энциклопедии. Модераторы в данной информационной среде очень чётко
отслеживают публикуемый материал. Также мы проводим различные олимпиады по
информатике, созданные в сетевых анкетах, где задания рассылаются на e-mail учащихся на
определенное время. Таблица с результатами оценивается учителем. В данной таблице видно, кто выполнял задание,
все ответы учащихся, время отправки результата. Такая таблица очень удобна для
оценивания и анализа уровня обученности и усвоения материала. Кроме всего выше
перечисленного, сетевые технологии позволяют ребятам на разных уровнях изучать
материал: кому данная тема не очень интересна, выполнят задание и все, кто - то
заинтересовавшись более глубоко, изучает материал далее, а потом публикует свои
результаты, какие - то открытия для себя.
Сетевые технологии позволяют работать с заданиями разных уровней
сложности, совмещать интересы разных групп обучающихся. А самое главное, что у
учащихся формируется потребность «поиска новых знаний», новых способов решения
задачи. Такой вид деятельности определяет этику работы в сети и в группе. За
время работы меняются роли учащихся от роли ученика, до роли автора,
организатора работы.
Организовав в рамках обучения информатике работу по сетевым технологиям,
формируем все ключевые компетенции,
необходимые выпускнику школы. Иначе многие будут считать, что работа в
текстовом редакторе и социальных сетях, типа «Контакт» - предел совершенства.
Организация работы с учащимися на основе сетевых технологий возможна в рамках
любых школьных предметов, но обучением данной технологии работы должны
заниматься учителя информатики |